Главная » Статьи » Танцевальный спорт

"Право на танец": поговорим об авторском праве

"Право на танец": поговорим об авторском праве


http://www.dancesport.ru/images/all/articles/img_638s.jpg

Вариация танцевальной пары как объект правовой охраны – такую сложную, но, тем не менее, довольно интересную тему мы решили затронуть сегодня. Все чаще на паркете танцоры исполняют не только общеизвестные танцевальные фигуры, но и свои авторские движения. И не всем нравится, когда за ними начинают повторять: ведь если находка еще не получила известность у публики, то просто обидно, что автором могут признать кого-то другого, если же повторяется "фишка" известной пары, тем более продолжающей танцевальную карьеру, то тут тоже может возникнуть различные недопонимания. Как же защитить свое творчество?

Основой любого танца является хореографический текст. Так же как из слов складываются книги, так и из позиций, движений, и, главное, из их сочетаний и комбинаций создается хореографический материал. Сам хореографический текст или отдельные его компоненты (например, движения) и являются объектами правовой охраны.

http://www.dancesport.ru/images/all/articles/img_1435.jpg

Конечно же, на исторически сложившиеся общепризнанные основные движения, которые изложены в учебниках, авторские права не распространяются, как и на слова в нашей речи. Поэтому наиболее актуальной темой является защита шоу-программ, показательных выступлений(ведь показательные выступления являются источником заработка многих танцоров)и авторских элементов в хореографии.

Но с какого момента придуманное и отточенное в тренировочном зале, вдали от посторонних лиц, движение становится объектом правовой защиты? Законодательство определяет объект как самостоятельное творчество, выраженное в объективной форме, позволяющей воспринимать его другим лицам. Момент выступления – как правило, именно он является стартовой площадкой. Однако закон позволяет защитить свои авторские права и на не обнародованные произведения, если они зафиксированы каким-либо образом (ст. 1259 Гражданского кодекса РФ).

http://www.dancesport.ru/images/all/articles/img_1436.jpg


На сегодняшний день в России не существует единой официальной формы записи (фиксирования) хореографии, которая необходима, чтобы в дальнейшем можно было легко и успешно защитить авторские права и препятствовать заимствованию. Наиболее распространенный вариант – это видеозапись, хотя на Западе в этих целях можно использовать текстовое описание, фотографию, чертежи и рисунки, или же, что наиболее актуально для танцоров, публичное исполнение. Но в нашей стране запись является наиболее мощным инструментом подтверждения факта публичного исполнения, если, конечно, она датирована определенным числом. Указание даты обязательно, так как носителем авторских прав является первый публичный исполнитель.

Проще говоря, если Вы захотели отстоять свою индивидуальность, то, упрощенно, можно выстроить цепочку следующим образом: публичное выступление, подтвержденное видеозаписью с отметкой даты выступления (копию видеозаписи лучше всего отправить самому себе ценной бандеролью и хранить в надежном месте), и только потом иск в суд.

В случае же заимствования, которое изменяет суть авторского замысла, тоже можно подать иск о защите нарушенного права (ст. 1266 ГК РФ). В таком случае защите будет подвержена честь и достоинство автора. Примером может послужить извращенное, высмеивающее или порочащее оригинал хореографии или даже костюма исполнение. Кстати, авторское право не распространяется на идеи, методы, способы, концепции, принципы,- следовательно, признать за собой право на определенный способ исполнения, допустим, базовых движений какого-либо танца не удастся.

http://www.dancesport.ru/images/all/articles/img_1434.jpg


В целом, нельзя не отметить, что механизм защиты авторских прав целой хореографической постановки или же отдельно взятого её элемента в России отличается от аналогичного Западного не в лучшую сторону. Это связано с крайне слабой активностью правообладателей и чрезвычайно редкими исками в суд по данному вопросу.

Но если посмотреть на проблему с другой стороны, то очевидным кажется тот факт, что развитие бальных танцев во многом базируется как раз на постоянном заимствовании и совершенствовании отдельных элементов. И это тоже верно.

http://www.dancesport.ru/images/all/articles/img_1433.jpg

Но при сложившейся массовости чрезвычайно сложно не только развить индивидуальность, но и сохранить ее. Ведь сейчас практически каждый дуэт не выпускает из виду не только известные дуэты, но и своих соперников. Иногда популярными становятся движения, которые раньше исполняли менее именитые танцоры, но чаще все же бывает наоборот, и не всегда копирование бывает уместно. Просвещенный зритель заимствования заметит и отметит. Мы не будем приводить конкретные примеры, наверняка, каждый из Вас может припомнить хотя бы пару подобных случаев.

Конечно, если все вдруг побегут подавать иски, то это тоже будет выглядеть достаточно смешно. Просто важно, чтобы в погоне за прогрессом и новым прочтением того или иного танца спортсмены полагались не только на чужие разработки, но и вносили в танец что-то свое. Ведь недаром бальные танцы стоят на пересечении искусства и спорта, а значит в них нет четкого регламента, какие именно движения нужно танцевать.

Знайте свои права и будьте индивидуальны!


•Автор: Святослав Соболев, Юлия Рубан



Источник: http://www.dancesport.ru/
Категория: Танцевальный спорт | Добавил: Администратор (13.09.2010)
Просмотров: 3437
АДРЕС
Россия, Новосибирск, Сибирская улица, 30












Россия, Новосибирск, ул. Щетинкина, 12А



+7-913-715-34-40 dance84@list.ru